Яндекс.Погода

Употребляющие усилие

"От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его". (Мф. 11:12).

Иисус беседует с народом об Иоанне Крестителе. Он подчёркивает его стойкость духа и верность Божьему призыву, даже перед лицом неминуемой гибели. Христом отмечен тот факт, что Иоанн удостоился наибольшей степени почтения, как пророк Ветхого Завета. Все его предшественники лишь указывали на грядущего Мессию, а он возвестил Его приход в мир, явил Спасителя. Однако, на этом преимущества последнего ветхозаветнего пророка заканчиваются, так как меньший в Небесном Царстве имеет гораздо большие и лучшие привилегии. Иисус переводит взгляд слушателей на ожидаемое еврейским народом Божье правление и поясняет, что простой принадлежности к богоизбранной нации не достаточно, формальная религиозность не может служить гарантом спасения, необходимы некоторые усилия, чтобы попасть туда, что Он называет Царством Небесным.

Для того, чтобы понять настроения тех лет нужно отметить, что же подразумевал термин "Царство Небесное". Прежде всего, он характеризовал непосредственное Божье правление. В период смуты, пленения и иноземного владычества стали возникать апокалиптические настроения, в которых представлены возможные действия Бога по установлению Своей власти. На страницах Священного писания мы видим загадочную личность, Сына Человеческого, отрасль, потомка царя Давида, Мессию. Эта Личность соберёт рассеяные колена Израиля, совершит суд над князьями и положит основание новому блаженному миру, которому не будет конца. Евреи представляли себе установление новой эпохи Мессианского владычества по разному. Можно выделить основные два направления. Первое представление касалось политического устройства Израиля, с царственным потомком Давида, со столицей в Иерусалиме. Его существование должно завершиться всемирным судом и созданием нового мира, с верховным владычеством Бога на небесах. Второе предполагало, что наступлению Мессианской эпохи будет предшествовать непосредственное прямое вмешательство небесных сил, Мессия примет участие в Божьем суде над народами, затем установит Своё правление, которое назовётся Царством Мессии, или Небесным. Бог укрепит это Царство и сделает вечным. Но вот Мессия приходит, а люди Его не узнают. Подобно тому, как толпы народа стекались к проповеди Иоанна Крестителя, одни исповедовали свои грехи и проявляли веру, другие видели лишь ещё один способ аскезы и с сомнением относились к миссии пророка, за Христом идут не только "алчущие и жаждущие правды", но и откровенные скептики и проходимцы.

Что же подразумевал Сам Иисус под термином "Царство Небесное"? Прежде всего это образ, а так же его присутствие в нашем мире. Царство динамично, не имеет географической территории и национальной принадлежности, оно мультикультурно, вневременно, неприметно. Царство неразрывно связанно с искупительной миссией Христа. Оно уже возвещено в мире, но ещё не явленно в полной силе. Царство Небесное диктует свои условия принятия. Чтобы получить "гражданство" необходимо чётко ответить на Божий призыв: уверовать в Евангелие и покаяться. Необходимым условием пребывания в нём является вера от чистого сердца (Мк.1:15). Царство Небесное требует человека всего целиком, оно не предполагает лёгкой прогулки в борьбе со грехом (Мф. 5:11), а в отношении семьи - принятия неоднозначных решений: "Враги человеку- домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф. 10:36). Чтобы выполнить данные условия, требуется немало усилий, как душевных, так и физических.


Среди богословов-комментаторов существуют различные мнения вокруг некоторых слов данного отрывка. В зависимости от толкования меняется смысл фразы: "силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его". Греческое слово βιαζεται- переводится, как брать (берётся) силою, или усилием. Слово βιασται- насильник, или же прилагающий усилие. Если понимать слова Иисуса о том, что Царство Небесное постоянно встречает на своём пути препятствия, а "насильники" пытаются им завладеть не по праву, тогда это сожаление о неверии людей (М. П.Кулаков, Г. Геллей, Баркли). Если перевести "усилием - прилагающие усилия", то в таком случае, это призыв к аудитории сделать свой окончательный выбор и становиться учениками Христа (Мэтью Генри, Феофилакт). Так, или иначе, но Господь сделал всё, чтобы у людей была возможность хорошо подумать и сделать правильный шаг.

Сегодня в современном обществе продолжает звучать призыв о том, что Царство Небесное приблизилось, следовательно, уже нельзя соблюсти нейтралитет, нужно определиться с выбором пути: с Богом, или без Него. Нельзя уже положиться на "веру отцов", традицию, личную добродетель или церковную принадлежность. Христос предлагает спасение даром, не по заслугам, но по благодати. Как и Его современникам, человечеству сегодня необходимо приложить усилие над собственным неверием, гордостью, ленью. Ценность Небесного Царства настолько высока, что оно должно занять главное место в жизни верующего человека, чтобы принести в него достойный плод в постоянстве и терпении.





Сноски:
1 Словарь Нового Завета. Иисус и Евангелия. Том 1. Царство Божье/Царство Небесное,3. Стр. 724.
2 MyBible htpp://mubible zone




Беседин Юрий Михайлович, пастор Церкви с. Турунтаево

 

Все права закреплены. Copyright © 2010 ЦРО церковь ХВЕ в Бурятии